воскресенье, 31 марта 2013 г.

Итоговое резюме

Хочется снова резюмировать некоторые свои выводы и итоги.

Знакомство с инфометрией, работа с библиотечными ресурсами Microsoft Academic Search и Гугл Академией, с директориями журналов открытого доступа, а также со специализированными поисковыми системами показало следующее:


1. Это отдельное и довольно емкое по объему работы поле деятельности куратора информационного содержания, но, между тем, чрезвычайно важное по следующим причинам:

- открывается доступ к достоверной информации и первоисточникам; 
- определяется "экспертное ядро" авторов по определенной тематике, например, по количеству цитировования и опубликованных материалов;
- это удобная возможность найти и отслеживать авторитетные тематические издания и библиотеки, которые можно чаще всего использовать в работе над определенным вопросом;
- с одной стороны, упрощается работа по целевому поиску нужной информации, с другой стороны, от куратора требуется определенный уровень академической подготовки, чтобы разобраться в научных текстах, узкопрофильной терминологии, специфическом способе написания материалов и их объеме. 

2. Открылась истина: найти нужную информацию - это хоть и сложная, но вполне осуществимая работа при определенном условии: если также есть кто-то, кто заботится о том, чтобы информация появлялась там, где ее ищут. Прошли времена (если такие когда-то были), когда можно было рассчитывать на то, что кто-то прочтет вашу диссертацию или научную статью в архиве научной библиотеки и прославит вашу гениальность. Хотя нет, шанс есть, это
могут еще сделать потомки лет через сто. Да, еще можно дождаться, когда оцифруют тот архив, где пылятся ваши работы или журнал, в котором вы их опубликовали, что найдется какой-нибудь куратор, который ее когда-нибудь отыщет и пустит в дело, но с учетом того, с какой скоростью обновляется информация в современном мире, все, над чем вы трудились может быть уже к тому времени неактуально. Это очень пассивный путь.

В интернете придумали замечательный способ, как обойти коллизию с авторством и писать ту же мысль без обвинения в плагиате: рерайт. Это не совсем честный способ, когда пытаются присвоить себе чужие знания, но в этом примечательно и то, что сами авторы могли бы рерайтить свои же мысли поясняя их для разных аудиторий разными словами, при этом спокойно ждать или даже анонсировать выход своей публикации на эту тему в научном журнале. Читатель не глуп сейчас, просто у него нет шансов сравнить рерайт, написанный наспех неспециалистом и качественный рерайт по этой же теме от автора мысли или эксперта в определенном вопросе на его блоге или сайте, или, на худой конец, на странице в социальных сетях, потому что он не пишет. Если бы у читателей был такой выбор, они бы с удовольствием его делали в пользу автора.

Иногда я слышу от авторов, что их останавливает от использования открытых публикаций опасение, что их идею украдут. Я все время в этом случае вспоминаю и рассказываю историю об одном финансовом гении, имя которого уже и не помню, который придумал уникальную финансовую идею и более 10 лет страдал паранойей, что ее украдут, применял беспрециндентные меры по безопасности авторского права, но когда он ее опубликовал, оказалось, что 99% людей ее вообще не поняли и посчитали глупостью, а тот 1% единомышленников, который поддержал его идею, были люди, скорее доверявшие ему как личности, чем тому, что он предлагал. Вот с ними он и разбогател, когда реализовал задуманное.

Если кому-то удается украсть чужую идею и реализовать ее лучше, чем это сделал сам автор, то автор скорее тут идеолог, а не владелец или создатель самой идеи, иначе бы он выдержал эту конкуренцию или нашел способ договорился о взаимовыгодном сотрудничестве. В большинстве же случаев, чтобы не просто понять, но и реализовать авторскую идею до момента ее полной реализации нужно быть этим автором: находиться в тех же жизненных обстоятельствах, переживать тот же жизненный опыт, в конце концов мыслить как он. По этой причине у нас много "тихих", непризнанных и никому не известных гениев: то, что они знают, есть только в их голове. С этим они живут, с этим они умирают. И великая радость случится для других людей, если они хоть что-то, хоть какую-то заметочку оставят после себя для будущего поколения.

Я не знаю, как убедить носителей знаний, чтобы они почувствовали как важно для других, чтобы они открывались и предоставили доступ хотя бы к малой части своих знаний? Ну не могу я согласиться с необходимостью все время читать только иностранных авторов, я заинтересована в большей степени в таком же доступе к отечественным знаниям. И не только к классическим, но и к современным работам и даже отслеживать их в реальном времени.  

3. Что хочется предложить по этому поводу? Многое "нетленное" уже есть в сети, что-то еще будет размещаться, но нужно и размещать тоже. Каждому. Это как обязательный вклад в наше общее культурное наследие, как личная ответственность, начиная со студенческой скамьи, взять за правило: найти хотя бы одну архивную статью в библиотеке отечественного ученого, промониторить в интернете ее присутствие, если она нигде не упоминается, узнать о правилах ее публикации, например, в той же библиотеке, и согласно полученным указаниям разместить в открытом каталоге в сети. Если каждый хотя бы раз в жизни сделает так, то в интернете появится несколько миллионов статей украинских ученых, которыми хотя бы раз кто-то пользовался. Если не хочется ходить в библиотеку, можно делать и переводы для тех, кто владеет иностранными языками (а в Украине большая часть населения - билингвы): перевести и разместить в интернет хотя бы одну статью с иностранного языка на родной язык или одну статью с родного языка на иностранный (кому что по силам), взяв их в качестве материала для усовершенствования своих навыков владения иностранным языком. И переводить лень? Тогда корректное цитирование работ упоминаемых авторов - это тоже важный поступок. На днях моя коллега нашла ссылку на свою статью в Википедии, конечно, она была приятно удивлена, но главное, она получила понимание того, что ее работа приносит полезу другим, востребована в живом познании, а не превратилась в библиотечный артефакт. Именно поэтому, на мой взгляд, авторам обязательно нужно научиться размещать и отслеживать в интернете свои собственные работы, чтобы понимать, могут ли находить их те, кто хочет и может по ним учиться сегодня, если конечно, это является важным для автора. Возможно, мои выводы субъективны, но на данном этапе, мне кажется это важным.  

2 комментария:

  1. Пункт № 3 - голосую и руками и ногами. Тогда в сети может появиться много качественного иностранного материала на родном для определенной аудитории языке

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Константин, Вам большое человеческое спасибо, что находите время делать это за себя и за тех людей, которые пока только начинают понимать зачем это нужно.

    ОтветитьУдалить