пятница, 12 апреля 2013 г.

Куратор - фасилитатор смыслов.


Любая профессия предполагает определенный уровень подготовки и набор компетенций свойственных тому или иному виду деятельности. Какой уровень подготовки и компетенций требуется от куратора содержания?

В общем-то самое короткое определение, которое я знаю по компетенциям - это набор ЗУНов и способностей, необходимых для осуществления конкретного вида деятельности. ЗУНы - это знания, умения и навыки, они приобретаются с помощью обучения. Способности - это то, что заложено в личности человека, проявляется в его деятельности и нуждается в развитии в течение жизни с помощью самообучения.

В некоторых дискуссиях о компетенциях, я встречала мнение о том, что показателем наличия способностей является уровень самостоятельного освоения ЗУНов: чем самостоятельнее человек с этим справляется, тем он способнее. Ведь, можно научить человека знать и уметь, но это не сделает его способным. А можно дать ему возможность совершать какую-то деятельность, на которую он способен, и сопровождать ее соответствующими знаниями и умениями, которые он будет использовать для себя исходя из "внутренней стратегии освоения учебно-профессионального поля", направленной на развитие собственных способностей, что, по сути, и есть самообучение.

Из всего информационного материала, посвященного компетенциям кураторов содержания, достаточно подробно описаны рекомендуемые знания, умения и навыки кураторов. Мне понравилась статья почему и как нужно учить студентов курированию как учебному навыку, заинтересовал подход к определению компетенций куратора на основе исследования востребованных компетенций ближайшего будущего. Не стоит говорить о технических навыках кураторов, здесь предложено такое количество инструментов для освоения, что только на знакомство с ними потребуется несколько месяцев, а с учетом скорости появления новых ресурсов можно изучать их годами.

Но, основная особенность, которая привлекает внимание при изучении информации о курировании, - это то, что, кто бы не узнал об этом новом виде деятельности, чувствуют свою способность к ее овладению, видят перспективы ее применения, считают важным ее массовое использование, а это уже дает повод задуматься о курировании информации как о социальном явлении и психологическом феномене, которые требуют рассмотрения и изучения в профессиональных сообществах.

Итак, какими способностями может обладать куратор? За это время я успела найти три возможных варианта ответов, хотя возможно их больше.

1) В условиях перенасыщения информации актуальным становится вопрос не популярности контента, а его влияния, которые не взаимосвязаны между собой. Это подтверждает исследование влияния 2010 года.  Участник этого исследования Брайан Солис приводит интересный довод, почему появление кураторов - это неизбежный прогноз будущего. Он пишет, что всеобщий охват социальных технологий достиг пика своего насыщения и теперь на первый план выходит создание не популярного, а убедительного информационного контента. А ключевой фигурой в этом становится куратор содержания, который в результате взаимодействия с различными социальными группами пользователей, будет способен найти, донести и сгенерировать для них содержательный контент, побуждающий не только к кликам, но и к действиям.
2) Еще одно исследование подтвердило, что 95% респондентов сознались в том, что они в течение последних шести месяцев курировали информацию, хотя некоторые делали это неосознанно, так как они не были знакомы с этим термином. О чем это говорит? Курирование информации может быть актуальной социальной потребностью и тогда, куратор этот тот, кто способен не просто осуществлять поиск, но и с помощью найденной информации помогать сообществам синхронизироваться, стирать грани цифрового неравенства, консолидировать виртуальное сотрудничество.
3) Третью способность куратора мне помог сформулировать доктор психологических наук, профессор Павел Владимирович Лушин. Я показала ему статью про куратора как профессию будущего (ссылку привела выше). Прочитав ее, он обратил внимание на такие нюансы:

"Если рассматривать понятие "куратор" от слова "лечить" - to cure, то это может раскрыть дополнительное значение этой профессии: куратора можно назвать тем, кто "лечит" других от "смыслового хаоса", или если говорить на языке экофасилитации "толерирует неопределенность", помогает пробиться сквозь неизвестные смыслы. Ведь для того, кто обращается к труду куратора, важно чтобы ему помогли не вообще, а сначала расшифровали его индивидуальную сферу значимости и уже потом предоставили такие данные, которые удовлетворяют его запрос. Следовательно куратор работает совместно с читателем - он фасилитатор смыслов. Он не просто перерабатывает информацию, укладывая ее в обобщенные объективные структуры, а совмещает их с индивидуальными смыслами читателя, а это уже творческий процесс. Стоит также обратить внимание на фразу в статье обозначающую навык куратора: "Novel and adaptive thinking “proficiency at thinking and coming up with solutions and responses beyond that which is rote or rule-based” Это "профицитарное мышление, которое позволяет вырабатывать такие решения и реакции, которые выходят за рамки стереотипов и правил". То есть, данная специальность укладывается не только в упрощенные и технологизированные квалификации, а фактически речь идет о методологе, фасилитаторе, помощнике, который обладает и философскими и психологическими навыками. Куратор в некотором роде своей деятельностью обесценивает переизбыток информации и демонстрирует тем самым способность через нее пробиваться, не теряя сути за туманом чужих смыслов."

С учетом того, что проблема массовости и неупорядоченности информации касается большенства пользователей сети, куратор может выступать как личность, которая в числе первых принимает этот информационный вызов и ищет способы возможного решения данной проблемы, показывает возможности их примения, помогает справиться с информационным хаосом другим. Он - фасилитатор информационного хаоса.

3 комментария: