среда, 10 апреля 2013 г.

Куратор контента как метафора


На этих днях я ознакомилась с огромным количеством ссылок о возможностях применения курирования как отдельного направления профессиональной деятельности, о том какие функции он может и должен выполнять, какими компетенциями и личными качествами должен обладать. Нужно признать, что мнения по этому поводу есть разные, часто противоречивые, поэтому я попыталась объединить все это в какую-то обобщению картину для себя.

Во-первых, идея курирования чаще всего обсуждается и используется в контексте образования и самообразования, но также довольно часто встречаются способы применения курирования для бизнеса, маркетинга, PR, журналистики, IT-сферы, издательского дела, социальной работы и т.д.

Во-вторых, уже сейчас понятие о курировании контента дифференциируется. Поэтому для того, чтобы не увязнуть в деталях мне захотелось подобрать какой-то целостный образ, некоторую метафору деятельности куратора, которая могла бы помочь в последующих ориентирах.

Наиболее частая аналогия, на которую ссылаются американские ресурсы: работник музея, который, чтобы привлечь внимание посетителей, собирает информацию об истории экспонатов, так чтобы заинтересовать посетителей, сделать их посещение музея познавательным и интересным. Для меня это сравнение не является узнаваемым, потому что я не знакома с работой музейных работников, поэтому возникают совершенно другие ассоциации.

Есть хорошая поговорка: "Время разбрасывать камни и время их собирать", очевидно что процесс накопления знаний (разбрасывания камней) логично заменяется процессом их усвоения и переосмысления (собирания). Если раньше ценилась способность генерации контента любого качества лишь бы побольше, то теперь качество контента играет ключевую роль.

Вот, например, добыча ценных ископаемых: найти залежи с золотом - это один этап процесса добывания ценного металла. Когда он проходит, начинается следующий: извлечение мелких частиц ценных пород из общей массы грунта. Иногда приходится перебрать тонны земли, чтобы отыскать килограмм золота. Дальнейшая судьба добытого золота - это уже третий этап общего процесса.

В Википедии описаны этапы  "золотой лихорадки", которые очень напоминают то, что происходит в сети: появление огромного количества информации, легкие способы ее добычи, приток пользователей, образующих социальные поселения, и как следующий этап: появление более сложных технологий, подчиняющихся определенным законам и регулированию, которые приводят к тому, что быть "старателем" уже  недостаточно для добычи "ценной информации", требуется уже совершенно другой подход.

Еще одну интересную метафору я встретила в тематическом блоге Curation Traffic, где автор сравнивает потребность людей в качественной информации с жаждой напиться и для того, чтобы удовлетворить их потребность, уже недостаточно предложить им воду мелкими каплями, они хотят напиться стаканом воды.  Задача куратора - помочь им в этом.

Среди других ассоциаций довольно часто можно встретить сравнение извлеченной информации из сети куратором со "шлаком" и "драгоценными камнями", "ценными крупицами разума в стоге сена информации", то есть во всех ассоциациях есть определенное сходство: куратор работает с ценным содержанием и освобождает его от того, что не имеет ценности либо его утратило.

Если перенести курирование информации на эти ассоциации, то получается, что в задачу куратора входит не просто поиск информационных источников, а поиск ценной информации; от него требуется не просто переработка добытых ссылок и источников, а извлечение  из них значимого смыслового содержания и нового контекста, которого до этого не было; и передача этого "неиссякаемого источника знаний" для дальнейшего использования "жаждущему" происходит не по принципу: "на Боже, что нам не гоже", а с пониманием - "не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа", то есть происходит некое со-действие, диалог с читателем с помощью контента, а не просто "доставка контента",
Поэтому важный вопрос, на котором стоит заострить особое внимание: как и кто должен определять ценность информации? Но об этом подробнее "в следующей статье "



Комментариев нет:

Отправить комментарий