На этот пост меня вдохновил Кухаренко Владимир Николаевич интересными вопросами в форумном общении и упоминанием известной пирамиды потребностей Маслоу в контексте работы куратора содержания. Эта статья - вольная интерпретация пирамиды великого американского психолога, которую я позволила себе как творческую фантазию. Она не претендует на "истинность в последней инстанции" и не требует строго судейства. Скорее, ее следует воспринимать как повод для собственных размышлений и новых обсуждений.
Начну с базового уровня пирамиды потребностей.
1. Информационный голод.
Эту потребность лучше всего описал итальянский психоаналитик Зойя Луиджи, который приводит аналогию "информационного голода" с потребностью младенца в избыточном питании, которая обусловлена потребностью роста. "Знакомясь с окружающим миром, исследуя его и им манипулируя, ребенок также побуждаем избыточным любопытством, которое происходит из потребности роста.".
По мере взросления ненасытный аппетит младенца уменьшается, голод берется под контроль, но развитие человека не имеет границ, поэтому "информационный голод" удовлетворить невозможно: "это инстинкт, который приобретает форму булимии. Этот голод не знает чередования потребности и насыщения, потому что наш психический аппарат - это такой желудок, который может растягиваться практически бесконечно."
Неконтролируемая потребность "информационной булимии" превращается в процесс бесконечного и неутоляемого накопления знаний, "странной и плохо контролируемой навязчивой привычкой", доводящей человека до отчаяния.
Осознанный "информационный голод" формирует "информационную культуру" потребления знаний, "которая служит их увеличению, улучшению качества жизни, морального состояния, способствуя осознанию нами того, каковы мы сами и каковы другие, то есть делая нас более терпимыми и более умеренными". "Голод, который нельзя удовлетворить, можно бесконечно усовершенствовать."
Интересно, что эта базовая информационная потребность может внести коррекцию в понятие "переизбыток информации".
Метафора с "растягивающимся до бесконечности желудком" говорит о том, что объем окружающей нас информации, включая микро и макромир, с которым нам приходится справляться каждый день, совершенно спокойно сможет "переварить" и любое количество интернет-информации. То, что окажется лишним, будет надежно отдалено от нашего сознания с помощью уникальных защитных механизмов и не будет иметь возможности влиять на нашу жизнь.
Ведь, действительно, если подумать: раз у нас такое огромное количество информации, то почему мы до сих пор живем в ситуации глобального кризиса? Давайте попробуем с помощью Интернета найти информацию как решить эту проблему и сделаем это!
У кого-то есть проблема с работой, с финансами, с социальным положением, с бизнесом, с властью? Но ведь в мире столько информации! Помогает ли она решать эти важные в жизни каждого человека вопросы? Большинству людей - нет, и это правда, с которой нужно начинать: несмотря на стремительный рост информации, она в таком виде как есть сейчас, для нас бесполезна, потому что не содержит в себе то важное содержание, которое нам так необходимо для решения существующих проблем. Нам катастрофически не хватает информации и этот голод постоянно дает о себе знать.
Профессор Еликаев объясняет это так: "Когда мы рассуждаем о дефиците информации, мы имеем в виду только ценную и полезную информацию, без которой невозможно решение конкретных проблем. Если она в недостатке, откуда возьмется ее избыток? Конечно, существуют неисчерпаемые массивы фрагментарной, вермишельной, ложной, дезориентирующей информации. Но какое отношение они имеют к ценной информации, а в конечном итоге к конкретному делу?"
Действительно, переизбыток информации в конечном итоге приводит к ее недопониманию, искажению, обесцениванию и невозможности использовать для решения важных вопросов, что по сути равносильно ее отсутствию.
2. Потребность в информационной безопасности.
Потребность в информационной безопасности обусловлена стремлением человека быть защищенным от негативных информационно-психологических влияний, манипулирования, дезинформирования, "которые осуществляются путем внедрения деструктивной информации в сознание или подсознание человека, что приводит к неадекватному восприятию им действительности".
В случае отсутствия подобного чувства защищенности, человек подвержен информационному стрессу, информационным неврозам, страхам, фобиям, "разрушается система критериев распознавания «своего» и «чужого», «полезного» и «вредного», «целительного» и «губительного», причем распад защитных «органов» носит каскадный характер".
В случае организованного подхода к информационной «самобезопасности», вырабатывается стойкий иммунитет против любого рода информационной агрессии, обеспечивающий устойчивое развитие, за счет гибкого конструктивного реагирования на вновь возникающие угрозы, направленного на поддержание динамического баланса сил.
3. Потребность в сетевом общении.
Потребность в сетевом общении, как в прочем и любые другие коммуникативные потребности человека многосторонне изучены и очень подробно описаны во множестве исследований.
Основной феномен, который наиболее привлекает внимание современных ученых - это особый вид организации интернет-общения для удовлетворения своих коммуникативных потребностей: социальные сети.
О сетевом индивидуализме написал американский социолог Мануэль Кастельс в книге "Галактика Интернет", понимая под ним социальную структуру, в которой каждый пользователь строит свою сеть, объединяя в них реальность и виртуальность, основываясь на своих интересах, ценностях, склонностях и проектах. Гибкие коммуникативные возможности Интернета позволят строить целые сообщества в виртуальной реальности, которые смогут быть не менее эффективными, чем реальные по уровню организации и мобилизации.
Почвой для таких социальных изменений послужил зафиксированный еще в 80-х годах процесс распада основных социальных систем в обществе, начиная с семьи и заканчивая государственными институтами, в котором социальная природа человека не позволила ему оставаться обособленным элементом распадающихся структур и подтолкнула к построению, укреплению и развитию персональных социальных сетей, обеспечивающих доступ к полезным ресурсам.
Гибридные сообщества, объединяющие виртуальность и реальность по интересам, совместным целям, профессиональной деятельности, для реализации общих проектов, взаимопомощи - это и есть сетевой индивидуализм - новая модель социального взаимодействия и нового качества коммуникации. Его проявлениями становятся кризисный краудсорсинг - взаимопомощь в трудных ситуациях, краудфандинг - софинансирование совместных проектов, профессиональные сообщества по типу Хабрахабр, википроекты - совместный поиск нужной информации, массовая коллаборация , и многое другое.
5. Потребность в информационном знании.
ЮНЕСКО призывает не останавливаться на преобразованиях индустриального общества в информационное и сделать следующий шаг - перейти к обществу знаний, которое не нуждается в накоплении знаний впрок в определенный период жизни, а стремится к непрерывному образованию и самообучению в течение жизни, в совершенстве владеет критическим мышлением, позволяющим чувствовать себя уверенно даже при работе с противоречивыми и разрозненными данными, легко оперирует большими объемами информации, постоянно работает над усовершенствованием профессиональных и личных компетенций, а не усваивает отдельные навыки или умения, используя новые информационные технологии. Ключевая ценность общества знания - обучение. Знание и есть особая, идеальная форма представления информации в человеческой деятельности.
Как раз сейчас мы переживаем этап активного развития общества знания, становимся участниками инновационных способов обучения, ищем наиболее эффективные способы удовлетворения потребности в информационном знании.
Эстетическая потребность человека - это стремление выразить себя через творческую активность, потребность в наслаждении прекрасным, стремление вносить красоту в окружаюшую жизнь, труд и быт, стремление видеть гармонию в природе, в людях, совершенствовать человеческие отношения и пр.
Информационная эстетика - это стремление структуировать свой опыт эстетического восприятия виртуальной реальности в виде комплекса организованных данных информации и передавать его с помощью информационных технологий.
По мнению К. Леви , информационный эстет - это "инженер миров" - создатель виртуальностей, строитель коммуникативных пространств, разработчик коллективных инфраструктур распознавания и накопления информации, конструктор непрерывного чувственного и взаимовлиятельного диалога социальных сообществ с цифровой Вселенной, добавлю, куратор информационных ценностей, фасилитатор смыслов.
Верхнюю часть пирамиды информационных потребностей я решила оставить незавершенной, так как пока не могу даже предположить, какая потребность могла бы быть в ее вершине. Может быть у вас есть идеи по этому поводу?
Это просто идеально.
ОтветитьУдалить