Вся красота и прелесть понятия "зона ближайшего развития" заключается в его лаконичности и простоте понимания.
В 30-е годы прошлого столетия развитие ребенка определяли по стандартизированным тестам: в три года ребенок должен уметь то-то, в пять лет - то-то, в 10 - то-то. Выготский был с этим не согласен и предложил революционную для того времени идею: не выяснять, что ребенок может сделать сам, без всякой помощи со стороны, исследуя "развитие вчерашнего дня", а изучать, что ребенок может сделать в сотрудничестве, чтобы определить "развитие завтрашнего дня". То, что дети уже умеют делать сегодня, Выготский называл "зоной актуального развития", то что ребенок не может сделать ни сам, ни с помощью других, позже назвали "зоной неактуальных знаний" или "зоной непосильной трудности".
Сам Выготский назвал зоной ближайшего развития - "расстояние между уровнем актуального развития ребенка, определяемым с помощью задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными его сотоварищами....", "Зона ближайшего развития определяет функции, несозревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, функции, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, т. е. тем, что только-только созревает...."
Алгоритм определения ЗПР по Выготскому такой: дать ребенку задания по нарастающей сложности, чтобы определить для него проблемную ситуацию, то есть такую, где он не справится сам, и в сотрудничестве со взрослым помочь ему решить эту проблему. Если это получилось, то взрослый находится в зоне ближайшего развития ребенка. Теперь он должен посодействовать тому, чтобы в следующий раз ребенок смог самостоятельно справиться с этой проблемной ситуацией, пока она не станет частью его зоны актуального развития. В педагогике очень важно не действовать за пределами ЗБР. Это, по мнению некоторых исследователей, неэффективно и даже вредно, так как от запредельных задач у ребенка может развиться "выученная беспомощность": если, чтобы он не делал, у него ничего не получается, он привыкает к "хроническому неуспеху" и уже не прилагает никаких усилий для решения сложных задач.
Позже понятие "зоны ближайшего развития" перенесли и в педагогику студентов и взрослых, также понимая под ним пространство между тем, что человек умеет делать сам и тем, в чем он нуждается в помощи других, то есть в обучающей со-деятельности. В отличие от ЗБР ребенка, в пространство ближайшего развития взрослых были добавлены еще и, например, самоучебники, справочники, а позже компьютерные технологии. Второе отличие от ЗБР ребенка - человек может сам конструировать свою зону ближайшего развития и заниматься ее расширением, поэтому вместо ЗБР еще говорят о конструировании учебной среды. Чем шире у человека зона ближайшего развития, тем эффективнее он обучается.
Поэтому, всё или все, что/кто обучает, информирует, направляет, координирует, и в результате, обогащает актуальную зону развития обучаемого в процессе обучения или самообучения, относится к его зоне ближайшего развития.
Обучение по такому принципу опережает развитие, и называется опережающим, развивающим, проблемно-ориентированным. Широко понятие ЗБР применяется и в психологии: в области личностного развития и психологической помощи.
Если строится персональная учебная сеть с целью обучения и профессионального развития, то все, кто в неё включаются, попадают в зону ближайшего развития, а вот то, на сколько это влияет на расширение актуальной зоны развития обучаемого во многом зависит от самого обучаемого (его способности ставить перед собой проблемные учебные задачи) и качества взаимодействия в самой сети. Как написал Даниел Р. Тобин в переведенной Владимиром Нюренбергом статье: в персональную учебную сеть включаются те люди, "которые могут направлять ваше обучение, показать возможности обучения, отвечать на ваши вопросы, помочь своими конкретными знаниями и опытом".
"Вся красота и прелесть понятия "зона ближайшего развития" заключается в его лаконичности и простоте понимания." Выготский был гений -- все, что я могу добавить.
ОтветитьУдалитьМогли бы не добавлять. Какой прок от общих мест в коннективизме? Кроме как психологического поглаживания: собеседник всегда прав, не конфронтируй с собеседником. Истина рождается не в споре. а в единомыслии.
УдалитьДа и Выготский будет польщен, что вы его в гении произвели. Право, знать имеете: понять систему (гения) может другая система, равная или большая (William Ross Ashby, увы, не дословно)
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьВита,
ОтветитьУдалитьбывает и так, что включение в сеть становится вступлением в зону дезориентации и, что хуже, деградации, поскольку, поскольку в персональную учебную сеть включаются те люди, "которые могут направлять ваше обучение и развитие по деструктивной траектории или использовать ваше участие в корыстных целях.
Определенно да. Поэтому мне кажется, что те идеологи, которые связали зону ближайшего развития и персональную учебную среду (или сеть), вроде бы как вернули ответственность обучаемым за их обучение: вы определяете свои границы актуального и неактуального для себя, вы включаете и включаетесь в связи и сообщества, вы инспектируете, что умеете делать сейчас, чему хотите научиться и насколько ваша среда и сеть этому способствует.
ОтветитьУдалитьИдеологи? Хорошо сказано! Идеологи не есть ученые. Потому коннективизм (его концепт) тутошний идеология, а не наука, а его практика не профессиональная, а социальная + манипулятивная в придачу.
УдалитьКроме того, субъект сам далеко не всегда может обнаружить, что он приблизился или вступил в зону БР.
Далеко не факт, что человек сам (ребенок тем более) способен сознательно определить, а тем более, адекватно определить "границы актуального и неактуального для себя".
А если субъект САМ инспектирует вот это: "что умеете делать сейчас, чему хотите научиться и насколько ваша среда и сеть этому способствует.", то какая тут ЗБР? Это зона актуального развития, ИМХО.
Давайте не путать парадигмы научную и идеологическую.
Ребенок да, а взрослый не только может определять свою ЗБР, но и делает это регулярно. И это доказано еще за долго до коннективизма другими учеными. А в психологии - краеугольный камень личностного развития. Если в саморазвитии у него это получается, то и в образовании тоже получится.
ОтветитьУдалитьВита, поверю Вам на слово про "взрослый не только может определять свою ЗБР, но и делает это регулярно", тем более, что это имеет резон.
УдалитьУвы, я не большой поклонник и знаток культурно-исторической школы.
Не сбросите ссылок или библиографии про "это доказано"? Заинтриговали :)
А кто для вас авторитетен в области психологии? Дело в том, что об этом написано во многих источниках, особенно где речь идет об образовании взрослых. Возможно, проще будет сделать наоборот: попросить вас найти доказательство того, что это не так. :) Для начала можно посмотреть здесь: http://goo.gl/aEvxiQ
УдалитьУ меня много авторитетов, Вика, в т.ч. и Выготский (пусть я в него и не глубоко залезал). Особенно в части опосредования знаками, инструментальности.
УдалитьПогулял по некоторым ссылкам, начинаю с Асмолова, увы, много поэзии, мало концептуальности и процедур.
Заметили ли Вы принципиальную асимметрию индивидов в ЗБР. Развивающийся всегда уступает тому, кто способен его развить, то есть асимметрию ученик -учитель (Другой) с заведомым превосходством и преимуществом последнего. ИМХО, это противоречит типа "коннективизму", где все формально "равны", ну, разве что кроме вожака.
ИМХО, не стыкуется ЗБР с коннективизмом. Из иной парадигмы последний - хаоса, неопределенности, био-, нейро- и семантических сетей. Стоит ли объяснять некаузальные процессы каузальностью ЗБР. Если конечно не редуцировать коннективизм к идее доминирования социального над индивидуальным, подобно тому, как один куратор содержания редуцировал дидактику коннективизма к дидактическим принципам Коменского и марксистской педагогики: http://blog.newedu.su/2013/05/xxvii.html
Кстати, современные товарищи (американские) Джеймс Верч и Джон Шоттер, ИМХО, отлично и непротиворечиво вписали достижения Выготского в металингвистику, философию диалога и дискурсивные исследования
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьВдогонку предыдущему ответу пара цитат из Д.Шоттера: http://blog.newedu.su/2014/07/14_24.html
УдалитьАссиметрию не заметила. А почему не "редуцировать коннективизм к идее доминирования социального над индивидуальным"?
ОтветитьУдалитьНу как не заметили асимметрии в ЗБР: ребенок (безорудийный) без помощи более компетентного взрослого шаг в развитии не сделает.
УдалитьПотому не рудицировать, что это будет уже не коннективизм. Парадигма у коннективизма иная. Почитайте сами себя по этому поводу. Нет там социального и индивидуального, все сетевое и эквипотенциальное, хаотично меняющееся местами и полюсами в условиях неопределенности, а не из-за социокультурных детерминантов.
Честно говоря, удивили, что этого не различаете четко. Ладно, эксперты и вожаки наши этого не понимают. Думал, Вы с этим разобрались.
А сколько шагов компетентный взрослый сделает без ребенка в его развитии? Разве то, что ребенок безорудийный в начале жизни, делает его объектом обучения? Вроде ж эта дискуссия закончилась еще в прошлом веке?
Удалить