понедельник, 14 июля 2014 г.

О коннективизме

Первоначальные выводы от знакомства с материалами Ивана Травкина по первой теме "Стая птиц" или коннективистская организация" курса "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие " успешно разлетелись на части от дискуссии, поднятой Владимиром Кухаренко в своем блоге, где он задал ряд вопросов, на которые захотелось ответить в первую очередь себе.

Итак, просмотрев несколько публикаций о теории коннективизма, так чтобы сильно глубоко не вникать в его суть, я пришла к выводу, возможно спорному, что под коннективизмом можно рассматривать одну из последних концепций обучения, которые появились и развиваются под влиянием компьютерных технологий, в частности с периода развития интернета ВЕБ-2.0.

Если коротко описать и заодно вспомнить основные концепции обучения, то получим:
Бихевиористическая педагогика: авторитарный способ передачи знаний от учителя к ученику, с обязательным поощрением желаемого поведения и многократым повторением нужных реакций на определенные ситуации;
Прагматическая/гуманистическая педагогика: педагог исходит из интересов и потребностей ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
Инструментализм или обучение через практику: научение как овладение необходимым "инструментарием" который помогает человеку осваиваться в процессе общей деятельности или в решении практических задач.
Конструктивизм: обучение как процесс конструирования знаний, который учащийся проводит самостоятельно, используя не только формальные, но и неформальные источники знаний. Преподаватель в этом процессе только помогает и при необходимости направляет 
обучающегося.

Ну и наконец, коннективизм. Мне помогла хотя бы приблизительно понять его суть метафора с нейронной сетью. Как оказалось, появлению коннективизма предшествовала концепция коннеционизма, которая в свою очередь совпала с появлением работ нейрофизиологов о работе мозга во время обучения. Теперь знание человека - это не просто отдельная единица в общей системе знаний, а "сеть обучающихся нейронов", цель которой подсоединиться к уже существующей глобальной сети знаний, как нервные клетки в мозге, создают новые связи, формируя нейронные сети. Таким образом, в коннективизме обучение - это процесс создания своей знаниевой сети в глобальной системе знаний. Оно должно отвечать следующим принципам:

1. Обучение - это процесс соединения связями специализированных узлов или источников 
информации. Учащийся может существенно повысить эффективность своего обучения путем 
включения в уже существующие сети.
2. Обучение – процесс, который происходит в неопределенной, туманной и изменчивой среде, 
в которой постоянно идут сдвиги основных элементов. Этот процесс не может находиться полностью под контролем личности. Обучение может поддерживаться извне и состоит в сочетании информационных источников. Это объединение информационных узлов позволяет нам подниматься на более высокий уровень понимания.
3. Обучение может находиться вне человека – в сообществах, сетях или базах данных (то есть в технических средствах в том числе).
4. Способность узнавать нечто новое более важна чем, то знание, которым мы располагаем в текущий момент.
5. Налаживание и поддержание связей необходимо для облегчения процесса обучения. 

Обучение и знания рождаются из разнообразия мнений.
6. Различные подходы и личные навыки необходимы для эффективного обучения в современном обществе.
7. Сегодня ключевым навыком есть способность видеть смысл и устанавливать связи между 
отраслями знаний, концепциями и идеями.
8. Быть все время «в теме» (то есть располагать самым современным знанием) есть задача всего процесса обучения.

9. Принятие решений само по себе есть процесс обучения. Выбор чему учиться и смысл поступающей информации воспринимается через призму изменяющейся реальности. В то время как ответ является правильным прямо сейчас, он же может быть неправильным завтра в связи с изменениями в информационном пространстве, влияющем на наши решения. 

По сути, коннективистская теория обучения о том, как расширить свою внутреннюю нейронную сеть во внешнюю среду таким образом, чтобы она продолжала служить человеку, делая его возможности более совершенными и отвечала требованиям активно изменяющейся
внешней среды, помогала естественным образом развиваться в процессе непрерывного
обучения в течение всей жизни.

Что осталось нераскрытым для меня в этой теме?
Честно говоря, так и не поняла что подразумевалось под коннективистской организацией, имелась ли в виду она как институция или как процесс формирования сообществ?
Во-вторых, метафора "стая птиц" названия темы пока не дала нужную ассоциацию с коннективистскими сообществами, возможно потому, что видео по этой теме было на английском языке и мне не удалось с ним познакомиться.

Очень понравилось видео Clay Shirky об оппозиции институций и сотрудничества, "о том как на смену замкнутым группам и компаниям придут более гибкие сети, в которых большую роль будут играть участники, вносящие небольшой вклад, и спонтанное сотрудничество вытеснит жесткое планирование". 
Пока всё. 

Вот, что еще почитала помимо предложенных Иваном источников:
Травкин. Учебный процесс cMOOC



9 комментариев:

  1. Вита, спасибо за обзор концепций обучения. У меня не открывается ссылка "Педагогика сетевых сообществ", материал не в общем доступе?

    ОтветитьУдалить
  2. Видимо, где-то произошла ошибка. Исправила ссылку еще раз. На всякий случай дублирую в комментарии http://letopisi.org/index.php/Педагогика_сетевых_сообществ. Надеюсь, что теперь у вас получится посмотреть. )

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за подробное сообщение -- уверен, оно поможет участникам, который только начинают знакомиться с коннективизмом.
    Видео Даунса, к сожалению, нет возможности перевести. Стая птиц -- это про автономию участников и открытость сети, а также интерактивность и разнообразие. Даунс говорит, как мне кажется, о том же, что и Ширки, но со своей точки зрения. Ширки интересуют, скорее, социально-экономические эффекты.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, Иван, спасибо за разъяснение. Я сегодня как раз думаю над темой групп и сетей, возможно к вечеру что-нибудь напишу об этом. Ширки поднимает много интересных вопросов, но их нужно рассматривать в определенном контексте, про общее он подробно и сам рассказал. )

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, полезная статья и ссылки. Я начинаю понимать, что обучение в этой "стае птиц" возможно даже в результате наблюдения за полетами "каждой птицы" , полет не повторишь, а свое сознание поменяешь, что изменит и твою траекторию и стиль полета.

    ОтветитьУдалить
  6. Ирина, вы очень красиво написали. Если позволите, я обязательно вставлю вашу цитату в одну из своих заметок. :)

    ОтветитьУдалить
  7. Это вы красиво написали, а я просто прокомментировала))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, собралась все искать, а тут все и есть, собрано и со ссылками. Спасибо еще раз

      Удалить